Рождение кружева
Какая нежность, изысканность и изящество воплощены в воздушных кружевах!.. Кружевоплетение – это настоящее искусство, кропотливое мастерство, которое удается далеко не каждой рукодельнице. Поэтому предметы гардероба, украшенные именно таким образом, имеют весьма достойную цену. Кружевные элементы одежды можно встретить и сегодня на многочисленных показах коллекций haute couture. А зародилось искусство плетения кружев многие столетия назад и претерпело несколько этапов развития, чтобы в 21 веке стать одним из самых актуальных трендов.
«РОЖДЕНИЕ» КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
Наверняка узнать когда, где и каким образом появились первые кружевные петли, увы, не представляется возможным. Но благодаря историческому экскурсу вполне получится указать периоды его зарождения и ключевые этапы становления:
- Материи с похожими ажурными орнаментами обнаруживались в знатных захоронениях Древнего Египта. А одежда царственных особ и богов, изображенных на барельефах в Ассирии и Вавилоне, отчетливо украшена кружевными узорами. Но широкое распространение данное искусное мастерство в те времена пока не имело.
- Кружево, в привычном и на сегодняшний день виде, появилось в XV-XVI вв. в Венеции, а затем стало популярным видом рукоделия во всей Италии. Иголка мастериц выводила петельный шов не на ткани, а по нанесенному на бумагу узору. Потому и было дано название – «стежок в воздухе».
- Действительно изысканными кружева стали на своей признанной родине – в Бельгии. Сначала в старинном городе Брюгге, а после и по всей Фландрии создавались самые утонченные и прелестные гипюры с орнаментами из растительных завитков. Работа была очень тонкой и кропотливой. Златоволосые рукодельницы вынуждены были трудиться в сырых подвальных мастерских, чтобы кудель оставался влажным. Льняные нити использовались удивительно мягкие и тонкие.
- Конкуренция между венецианским кружевом и бельгийским «гипюром англэтер» к 17 столетию достигла апогея. Кружево распространилось по всем европейским странам. Франция также не упустила возможности обучить своих мастериц этому тонкому ремеслу. Поскольку на кружевные украшательства знать тратила баснословные деньги, утекающие из казны, министр финансов Кольбер устроил в своем замке мастерскую, куда переманил венецианских кружевниц. А те обучили француженок. Англия, Испания, Шотландия, Германия и Швеция, – практически во всех странах Европы модники и модницы просто помешались на кружевном декоре одежды и предметов обихода. Даже дверные ручки были обтянуты гипюром.
- XVIII век «влюбился» в тончайшее кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Распространение получили узоры по религиозным сюжетам, к примеру, мадонна с младенцем. Шелковые кружева «блонд» популяризировались во времена ампира. А на знаменитую испанскую мантилью шли золотые и серебряные нити, чтобы сплестись в замысловатые цветы и листья.
Именно вышивка на заказ ручная была так востребована не только в женском, но и в мужском костюме. Из кружев шили платья, воротники и манжеты, ими украшались шляпы и ботфорты, накидки и перчатки. Продлившаяся чуть более 200 лет популярность ажурных петель пошла на спад в 30-х гг. 19 века, как раз в период создания кружевных машин. Машинный тюль был уже не так интересен, цена значительно снизилась по сравнению с ручным кружевоплетением.
КРУЖЕВА В РОССИИ
Упоминание о кружевах на Руси можно найти в Ипатьевской летописи XIII века (« …круживы златыми плоскими ошит…»), затем в духовной грамоте XV века («…а в нем каймы и круживо…»). В средние же века не только знатные особы, но и представительницы крестьянского люда обязательно практически всегда имели кружевное приданое.
Кружево в России также проходило этапы развития и видоизменялось. Сначала было оно «плоское», позднее – «кожушное». В 16 веке использовались только золотые и серебряные нити с отделкой жемчугом или драгоценными камнями для вышивки царских и знатных нарядов («…немецкое золотое с полосами кованными…»). Уже в начале 18 века металлические нити стали вводиться в основу из шелковых или льняных ниток.
Современное швейное производство также использует самые разнообразные техники для создания кружевных элементов в одежде. Тонким ажурным узором можно украсить вязаный трикотаж для женщин, мужчины могут иметь в гардеробе сорочки с расшитыми манжетами к особому случаю. Особенно популярны кружевные платья в свадебной моде. Даже повседневную одежду возможно сделать более праздничной благодаря гипюровым элементам. Потому модные дизайнеры перманентно включают кружево в свои актуальные коллекции.